Страховые споры
• подача исковых заявлений
• представление интересов в суде
Страховые споры – это современная реальность, без которой уже сложно представить российское общество. Как и в любой точке мира, в России страхование изначально должно было защищать интересы страхователя от всевозможных рисков, начиная от болезни и заканчивая ураганом.
Проблема в том, что государственные чиновники, недолго думая, всё решили за граждан РФ, и теперь имущество, к примеру, автомобиль, надо защищать не в добровольном, а в обязательном порядке.
В частности, к такой «обязаловке» относится обязательное страхование автогражданской ответственности (ОСАГО). То есть хочешь ты страховаться, не хочешь ты страховаться – а полис ОСАГО приобрести, иначе начинаются существенные санкции со стороны законы, делающие практически невозможным использование транспортного средства.
Такая, во многом порочная практика, плюс откровенно низкий уровень правовой грамотности населения незамедлительно породили многочисленные злоупотребления, которые приходится разрешать, в том числе, в судебном порядке.
Теоретически разрешение страховых споров вполне возможно без привлечения судебных инстанций. Но на практике же нормы страхового права, действующие в стране, настолько противоречивы, что обращение в суд – едва ли не единственная возможность получить своё. Для того чтобы споры со страховыми компаниями с высокой долей вероятности завершились в вашу пользу, потребуется привлечение профильного юриста.
Федеральный закон о страховании позволяет оказывать более двадцати видов страховых услуг. Но по факту ситуации, в которых возникают страховые споры, не много:
• Страховая компания обанкротилась и не может выплатить положенные суммы,
• Страховщик отказывается осуществлять выплаты,
• Застрахованное лицо недовольно размером предложенных компенсационных выплат,
• Страхователь уверен, что страховщик умышленно задерживает выплаты,
• Страховая компания немотивированно рассматривает случай как не страховой,
• Страховая расторгла договор без объяснения причин.
Это наиболее типовые ситуации, с которыми каждый день сталкивается специалист, ведущий страховую практику в Москве, к примеру, автоюрист. Страховые споры есть и будут, ведь страховые компании в подавляющем своём большинстве совершенно не намерены выполнять свои обязанности. Проще говоря, охотно собирают деньги, но почти никогда не хотят их платить.
Что делает эти компании такими уверенными в своей безнаказанности? Штат квалифицированных юристов, который имеется у каждой уважающей себя фирмы, и значительные суммы, которые закладываются в бюджет на случай судебных разбирательств. Иными словами, они всегда готовы к юридической «войне».
Исходя из этого, становится понятно, что самостоятельно защитить свои права в случае таких споров практически невозможно, даже если вы на сто процентов правы. Лишь опытный юрист способен создать полноценную продуманную до мелочей стратегию защиты интересов своего доверителя и реализовать её.
Если привлечённый юрист авторитетен и опытен, со значительной долей вероятности, страховая компания может пойти на попятный. По большей части, длительное судебное разбирательство для неё не выгодно. Если же достичь решения вопроса мирным путём не удалось, предстоит судебное разбирательство. Его результат будет во многом зависеть от того, насколько юрист знает актуальные на данный момент законы и насколько осведомлён о местной судебной практике.
Законы, регламентирующие страховую деятельность, имеют очень много спорных моментов, поэтому многое будет зависеть от мнения конкретного судьи и сложившейся в регионе (в данном случае, в Московской области) практике. Хороший юрист всегда учитывает данные факторы.
Разрешить спор можно до суда. Особенно если спорная сумма сравнительно небольшая – меньше 50 тысяч рублей. В этом случае страховой компании гораздо проще заплатить незначительную для неё сумму, чем рисковать своей репутацией, видя, что обиженный клиент явно готовится поднять шум.
Как показывает практика, прекрасно действует обращение в ассоциацию страхователей, а также размещение негативных отзывов на профильных ресурсах. Для дополнительной головной боли у страховщика можно обратиться в управление по защите прав потребителей с просьбой проверить страховщика на качество оказания услуг.
Если всё же дело явно движется к суду, последовательность этапов будет такой:
1. Юрист проводит консультацию по интересующему вас вопросу. В ходе неё выбирается тактика и стратегия будущих действий.
2. Оценка действий страховщика на законность, оценка рисков и перспектив. В некоторых случаях инициируется независимая экспертиза.
3. Юрист подготавливает доказательную базу и подаёт иск на страховую компанию.
4. Юрист представляет интересы клиента в ходе судебного заседания или заседаний.
5. Если удача оказалась не на вашей стороне, тот же юрист обжалует решение суда.
Отдельной сферой деятельности юриста является контроль над исполнением решения суда. Достаточно часто, даже имея на руках решение суда, добиться выплаты положенной компенсации сложно.
На всех этапах квалифицированная юридическая помощь – фундамент, на который вы можете опереться для защиты своих интересов.